О прежней работе
– Артур Альбертович, до назначения в «Башкиравтодор» (БАД) вы работали в Санкт-Петербурге и Москве. Обычно все переезжают из регионов, из провинций в столицу, а вы наоборот. Почему?
– В Питере я работал в государственной корпорации «Ростех», которая занималась обслуживанием и содержанием таможенно-логистических терминалов.
Работы была интересной, она предполагает большое количество знакомств. В дальнейшем я работал полномочным представителем Республики Башкортостан. Я очень признателен главе республики за предоставленное доверие; моей задачей было представление интересов Башкортостана, это не ограничивалось только должностными инструкциями. Никакого провинциального подхода к работе в Башкортостане я не наблюдаю, потому что республика – это яркий лидер в Российской Федерации. Задача у нас одна – работать на благо республики, делать жизнь людей комфортнее.– Когда вам предложили работу в БАД, как вы это восприняли? Все-таки вы были вице-премьером, а тут не самая крепкая госкомпания.
– Я считал себя человеком, находящимся в командировке. Человек чувствует себя комфортно и по-домашнему там, где его семья. Моя семья на протяжении моей вынужденной командировки находилась в Уфе. Супруга, дети были для меня точкой притяжения здесь, в республике.
– Есть мнение, что статус полпреда и значение представительства, по сравнению с девяностыми и нулевыми годами, снизились. Вы согласны с этим?
– Полпредство является активным инструментом в рамках взаимоотношения с федеральными структурами. От того, насколько правильно выбран формат представительских мероприятий, насколько широко охватывается перечень культурных мероприятий, зависит имидж региона.
– То есть полпредство – это скорее про позиционирование региона, чем про лоббирование его интересов?
– Вы знаете, лоббирование, в моем понимании, уже неактуальный фактор. Федеральные программы распределены таким образом, что есть объективный подход к формированию объемов софинансирования, к которым регион сам готов. Если принято считать, что надо брать подарки, мед и ехать в приемные федерального центра лоббировать интересы региона, то это неправильное мнение.
Чемодан без ручки или социально значимая компания?
– Когда вы пришли в компанию, с чем вы столкнулись и какие задачи для себя поставили?
– Проблем у предприятия много. У него большая кредитная нагрузка. Прежнее руководство было слишком увлечено заемными средствами, что привело к его финансовой несостоятельности. Мы столкнулись с неэффективностью, непроизводительностью и очень плохой системой контроля. Получилось, что то, чем БАД мог гордиться, – пятитысячный коллектив, 54 филиала – привело к тому, что компания стала громоздкой, неуклюжей. Кредиторская задолженность составляет 6 млрд рублей.
– С того момента, как вы пришли, она уменьшилась?
– Она пока не уменьшилась, к сожалению. Возврат средств может осуществляться только за счет прибыли. Программу оздоровления мы составили на пять лет. За это время мы планируем рассчитаться с долгами и выйти на устойчивую финансовую волатильность. Ставим перед собой задачу повысить эффективность предприятия и производительность. Мы изучили опыт наших соседей и международных компаний и решили использовать опыт «Росатома».
– Вы хотите сократить задолженность и провести модернизацию. Где вы на все это возьмете деньги?
– Чтобы достичь эффективности, мы прежде всего ставим задачу провести оптимизацию. Мы сделали вывод, что только половина наших асфальтных заводов (всего их более 70) работает, остальные переведены в режим консервации. Заводы при своих мощностях в 70-80 тысяч тонн по факту производили 10-15 тысяч. Это говорит о том, что эффективность заводов составляет 15-20%.
– А за счет чего вы собираетесь повысить производительность?
– Производительность определяется потребностью. Если мы понимаем, что завод у нас работает по кустовому принципу и обслуживает сеть дорог, которая охватывает один-два-три муниципальных образования, при том же объеме затрат он может работать больше, чем три-четыре часа в день, и обслуживать два-три филиала, загрузка выше. Рост производительности приводит к снижению затрат. При тех же затратах на оплату налогов, на основные средства, при тех же затратах на обслуживание, запуск и консервацию заводов. Выпуск асфальтобетонной смеси в этом случае будет дешевле, чем если производить ее на двух-трех заводах одновременно.
– У ваших оппонентов возникает желание обозвать «Башкиравтодор» чемоданом без ручки: и финансовое положение тяжелое, и выбросить жалко. Но едва ли не главная задача компании – содержание дорог, в том числе сельских. Эти дороги никому, кроме вашей госкомпании, не нужны?
– Правильно подмечено, потому что в рамках существующих контрактов маржинальность близка к нулю. Себестоимость выполняемых работ не предполагает высокой доходности, поэтому коммерческий спрос на этот вид деятельности только локальный, там, где находятся компании, которые уже занимались дорожным строительством и создали себе базу.
Более 70% территории – коммерчески непривлекательные, поэтому заменить БАД сложно. Сеть дорог, которые обслуживает БАД, составляет 24 тысячи км, это очень много. Из них 13 тысяч – дороги регионального значения, 11 тысяч – местного. Мы осторожно сформировали портфель заказов – прежнее руководство, увлекаясь конкуренцией, заключало недоходные контракты. Оптимизация уже заставила нас провести сокращения. Но мы проводили это осторожно, сегодня численный состав предприятия – 4 600 человек.
Бесхозяйственность или преступный умысел?
– Вы, придя в БАД, сразу пригласили КСП РБ. Каковы результаты проверки?
– Мы получили несколько томов актов по результатам работы. Фактов, которые говорят о бесхозяйственности, достаточно. Есть действия, которые квалифицируются как уголовные деяния, по ним уже возбуждены уголовные дела. Мы направили в органы 17 заявлений по отдельным эпизодам, попросили дать оценку на предмет корыстных действий должностных лиц.
– Это, наверное, и строительство магистрали Караидель – Тастуба - Сатка?
– Много таких неэпохальных проектов. Вы сейчас говорите о крупных – по ним уже возбуждены уголовные дела. Из числа нарушений, которые были отражены в актах проверки КСП: недобросовестные взаимоотношения между поставщиками и БАД, отсутствие претензионной работы. Качество поставленной продукции, оказанных услуг явно не соответствует стандартам БАД. Сегодня на наших складах больше 30 млн запасных частей, которые просто непригодны. Это говорит о том, что топ-менеджмент не очень добросовестно выполнял свои обязанности.
- Кстати, а когда мост достроят? А то ваши предшественники по бумагам его якобы уже сдали, даже на Яндекс-картах мост уже был.
- Сам мост будет сдан в октябре-ноябре 2018 года. На следующий год будет завершено строительство участков дорог, подходящих к мосту.
– Что скажете про вексельную историю с «Региондорстроем». У компании долг?
– Да, долг в 450 млн рублей висит, возбуждено два уголовных дела. Факт умышленного доведения до банкротства «Региондорстроя» сейчас проходит экономическую экспертизу, следственные органы должны дать оценку. В настоящий момент у нас два судебных иска. Один подан Московским кредитным банком на погашение векселя, другой – от БАД о признании этой сделки недействительной. По фактам юридическая служба «Башкиравтодора» пришла к выводу, что в действиях гендиректора было превышение должностных полномочий и нарушение процедуры передачи векселей. То, что этот вексель был выпущен акционерным обществом, что не предусмотрено уставом, тоже аргумент для признания сделки недействительной. Я надеюсь, что справедливость восторжествует.
– Мы начали с того, что у компании клубок проблем. Создается впечатление, что прежнее руководство намеренно заводило компанию в омут, один и тот же круг людей крутился…
– Я не могу сказать, что крутился один и тот же круг людей. Частая сменяемость гендиректоров, конечно, создала дисбаланс деятельности. Девять месяцев у меня ушло только на то, чтобы оценить состояние дел. На лицо отсутствие должного контроля управления ресурсами. Разбалансированность, местечковая ответственность руководителей филиалов привели к тому, что каждый творил, что хотел. Наша задача сейчас – привести в порядок бухгалтерию, ввести автоматизированный бухгалтерский и производственный учет.
- Вы наверняка знаете, что у нас трассу Уфа-Аэропорт постоянно ремонтируют, уже сотни миллионов в нее вложили, и каждый раз там асфальт приклеивается к колесам. У меня банальный вопрос: почему у нас нельзя сделать дороги, как в Европе?
Вы, конечно, немножко приукрасили, сказав, что каждый раз асфальт приклеивается к колесам. Видео действительно было, но в 2015 году, там было нарушение технологии, что сразу же исправили. Трасса Уфа-Аэропорт сегодня нарушает все нормативные показатели загруженности. Ремонт на ней неминуем. Американские и европейские дороги тоже ремонтируют. Любой материал изнашивается, особенно при агрессивном воздействии колес с шипами.
- «Каменную переправу» – экспериментально «Башкиравтодор» дорогу сделал – и сколько она уже держится, сколько лет не ремонтировалась…
Интенсивность этой дороги несопоставима с загруженностью трассы Уфа-Аэропорт. Мы увеличим ее пропускную способность после того, как завершится обустройство набережной, мы расширим проезжую часть. Да, этот участок дороги сделан дорого и качественно. Но опять же, если бы у нее была такая же загруженность как дороги на аэропорт, то и там бы уже назрел ремонт. На самом деле никто не против делать дорого и качественно, но при существующих нагрузках ремонт раз в 3 года является неизбежной необходимостью.